АРХИПЕЛАГ НОВЫЕ ЗЕМЛИ
(тен. Тенараро)
Новые Земли (тен. Тенараро) – группа островов и атоллов, расположенных к югу от островного пиратского королевства Тиль. Островами Новых Земель владеют туземцы тена – смуглокожие темноволосые аборигены, принадлежащие к разным племенным группам. Летом 1442 года к Новым Землям причалили пиратские корабли, пришедшие с берегов Тиля. Первые попытки пиратов продвинуться вглубь обнаруженных островов были встречены агрессией со стороны местного населения, однако тильцам удалось обнаружить на островах богатые месторождения золота и серебра, которые сделали новые территории привлекательной целью для освоения и колонизации. Нарастающее напряжение отношений между Тилем и Хельмом заставило пиратов на время отвлечься от исследования архипелага, но в 1446 году тильские корабли вновь стали брать курс на Новые Земли. Вооруженные поверхностными знаниями о культуре туземцев, пираты стараются налаживать связи с настороженным местным населением и по возможности избегать открытых конфликтов, предпочитая насилию колонизацию мирным путем и сотрудничество. Тем не менее, не все пиратские капитаны придерживаются миролюбивых взглядов и не все аборигены согласны терпеть чужеземцев на своих островах.
Реальный прототип: Океания и Полинезия 15-16 веков.
*БЛИЖЕ
Расстояния между островами Новых Земель (в днях пути). Время указано при передвижении со скоростью в пять узлов и при идеальных погодных условиях. При расчетах во внимание принимались те области архипелага, в которых мореходство осложняется множественными отмелями, коралловыми рифами, мелкими атоллами и скалистыми необитаемыми островами.
ГЕОГРАФИЯ, КЛИМАТ, РЕСУРСЫ, ФЛОРА И ФАУНА
Архипелаг состоит из 500+ островов и атоллов, расположенных к югу от Тиля. Три крупнейших острова: Кауэхи, Тахаа и Маротири. Острова заселены неравномерно: Маротири по численности населения равен небольшим, но наиболее развитым островам архипелага, таким как Мануи и Хату-Ити. Северная часть островной группы – россыпь скалистых необитаемых островков, представляющих серьёзную угрозу для чужеземных мореплавателей, впервые оказавшихся в этих водах, особенно в сезон летних тропических циклонов. Три крупнейших острова вытянуты с запада на восток и представляют собой центральную часть архипелага. На севере и юге их обрамляют более мелкие гористые острова (населенные и необитаемые), самые заметные из которых: Тоау, Хату-Ити, Мануи, Туамоту, Рапа-Ити, Мохо-Нао.
Климат влажный, тропический. На протяжении всего года выпадает много осадков, температура не опускается ниже +24 градусов Цельсия. В регионе нередко случаются штормы и тайфуны. Архипелаг находится во власти сухих муссонов с октября по март и влажных муссонов – с мая по август.
Большая часть островов гористые, покрытые джунглями и тропическими дождевыми лесами. Происхождение островов – вулканическое, на некоторых и по сей день действуют вулканы. Время от времени в регионе случаются землетрясения.
Острова богаты месторождениями золота, серебра, меди, никелевых и марганцевых руд, угля, частично освоенными местными жителями тена. Они добывают и выплавляют золото, серебро, медь и сплавы, наиболее известный из которых – тумбага (1 часть золота на 2 части меди).
Флора представлена обширно: кофейные, фруктовые, гвоздичные, мускатные деревья, сахарный тростник, лианы; тропические дождевые леса и дикие джунгли. Фауна богата и разнообразна: в лесах обитают обезьяны, белки-летяги, ленивцы, насекомоядные. Крупные хищники на островах не водятся. Среди птиц: попугаи, дятлы, туканы, колибри; пресмыкающиеся: хамелеоны, древесные змеи, гекконы, вараны, игуаны, лягушки. Очень многообразны беспозвоночные, они могут быть достаточно крупными, выделяться богатством форм и окраски. Среди них: муравьи, термиты, многоножки, бабочки и другие.
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
Предки современных новоземельцев были отличными ремесленниками и мореходами, способными строить надежные лодки и плоты из тростника, ориентироваться по звездам и мастерить косые паруса. Впоследствии из-за межплеменной вражды за господство на островах традиции мореплавания были утрачены, и развитая цивилизация пришла в упадок. Теперь туземцы перемещаются между близлежащими островами и рыбачат на небольших плотах с прямым парусом и на примитивных весельных лодках, не способных преодолевать большие расстояния.
Все названия островов Новых Земель – это самоназвания племен, преобладающих на них. Численность населения архипелага – около 700 тысяч человек. Каждое племя имеет вождя – его власть наследуется на всех островах, за исключением острова Тахаа, где племя выбирает нового вождя каждое десятилетие. На Новых Землях существует два социальных слоя населения: знать и вожди (тен. алии) и простолюдины (тен. рангатира). Знатные туземцы дорожат своей генеалогией, чтят предков и заучивают наизусть по 20-25 предшествующих поколений. Особое место в социальной иерархии занимают шаманы, особенно почитаемые островитянами, разделяющие власть с вождями племен, а порой и превосходящие вождей своими полномочиями.
На островах регулярно собираются советы шаманов и вождей окрестных племён.
- Совет Табацха - совет племенных шаманов с окрестных островов, определяющих, благоприятным ли будет новый сезон. Шаманы собираются ежегодно после сезона дождей на трёх крупнейших островах архипелага;
- Совет Тохунга - совет племенных вождей, которые в апреле каждого года собираются на о. Кауэхи, чтобы послушать предсказание шамана племени кауэхи.
Между мужчинами и женщинами установлено почти полное равноправие: женщина может иметь собственную землю и собственные деньги, может нанимать рабочую силу для возделывания своих земель. Женщина не может стать шаманом или вождем, однако счет родства всегда ведут по матери. Дочери, в основном, получают всё наследство знатного родителя и имеют преимущество перед сыновьями. Если вождь не оставил наследника и погиб, новым вождем выбирается брат самой старшей женщины племени. В жизни мальчика переломным моментом является ритуал инициации, когда из ребёнка он становится мужчиной, способным прокормить и защитить своё племя.Быт и торговляОсновные занятия людей тена: ручное тропическое земледелие, добыча золота, меди, серебра, выплавка посуды, предметов культа и украшений, работа на каменоломнях, рыболовство и скотоводство. На островах культивируются ямс, батат, сахарный тростник, кокосовая пальма, хлебное дерево, банан, саговая пальма, рис, гвоздика, мускатный орех; из домашних животных туземцам известны только курица, собака и свинья. Существует разделение труда: мужчины добывают и плавят ценные металлы, трудятся на каменоломнях, возводят статуи предков и божеств, сеют, охотятся, разводят огонь, строят дома и лодки, делают орудия труда. Женщины ухаживают за посевами, собирают плоды, яйца морских птиц, моллюсков, топливо, готовят пищу, плетут корзины и циновки, ухаживают за домашними животными. К числу орудий труда принадлежат каменные топоры, костяные орудия, лопаты из раковин, рыболовные крючки из кости или раковин, палки-копалки. Оружие: ножи, копья, палицы, пращи. Типичным оружием является весло-палица.
В настоящее время людоедство не распространено в ритуальных или воинственных целях, но туземцы верят в то, что съеденные печень, мозг и сердце врага передадут победителю его силу, и нередко заканчивают поединки поеданием человеческого мяса.
Дом островитян (тен. фаре, фале, хале на разных диалектах) – прямоугольное строение, иногда закругленное, с двускатной крышей, из жердей, травы и листьев. Иногда строится каменный фундамент или земляное возвышение. Помимо домов возводятся культовые сооружения, святилища богов и духов предков, деревянные, каменные и покрытые позолотой статуи, священные площади.Островитяне активно торгуют между собой и постепенно начали обмениваться товарами с чужеземцами с Тиля. В качестве денег используются самые разные предметы: редкие раковины, панцирь черепахи, зубы акулы, плетёные циновки и пр. Наиболее знамениты каменные деньги. Это – отшлифованные каменные диски с отверстием в середине, чтобы удобнее было их переносить, надев на палку. Самые большие диски, достигающие 3 м в диаметре, выставляются публично как показатель богатства конкретного лица или семьи. С прибытием пиратов люди тена стали принимать в качестве платы вещи с Тиля, причем это могут быть самые обыкновенные предметы обихода. На Новых Землях вполне возможно обменять слиток золота на пряжку от кожаного ремня, если она покажется туземцам интересной и красивой.
Молодёжь народов тена пользуется добрачной свободой интимных отношений. После вступления в брак (ритуал бракосочетания совершает шаман племени) эта свобода ограничивается. При заключении браков существует много правил и табу. Самым предосудительным считается брак между вождем и простой женщиной: вождя в этом случае могут заставить отречься от власти. У знати встречается полигиния. Супружеская верность на островах ценится, но неверность не осуждается так сильно, как на материке.Металлы и металлургияКоренному населению Новых Земель известна технология добычи и выплавки металлов. Прежде всего добываются золото и серебро, и эти рудники принадлежат вождям племени, господствующего на каждом конкретном острове или на группе островов.
Люди тена не особенно любят рудное дело. Это занятие уводит местного человека от его земли, лесов и от морского побережья. Горы, содержащие руды драгоценных металлов, считаются священными, и островитяне, разрабатывая месторождения, молятся, чтобы боги позволили им взять металлы из горных пород.
На рудниках работают добровольно или же в знак искупления – те, кто нарушил табу. Горняки зачастую отправляются на рудник со своей женщиной. В горах, где находятся крупные месторождения золота, обычно устраиваются террасы для выращивания сельскохозяйственных культур и плодовых деревьев. Золото добывают, главным образом, промывая золотоносный песок. Другой способ состоит в том, чтобы построить ряд каменных порожков поперек русла реки и после дождей собирать камни, содержащие частицы золота. Еще один способ: поджечь сухие растения на холмах, а затем искать металл в грунте.
Островитяне дробят руду в каменных мельницах, извлекая золото. Чтобы очистить его от примесей — переплавляют. У туземцев имеются тигли и горны, а также небольшие плавильни и весы с гирьками для взвешивания металла. Переплавка золота в слитки производится таким образом: золото кладут в горн, сложенный на возвышении. Такие горны, работающие на древесном угле и раздуваемые при помощи мехов, повернуты на восток, к ветру, который дает достаточную тягу для получения высоких температур, необходимых для плавки.
Металлурги тена используют все технические приемы, известные в обработке металлов: литье, ковку, пайку, клепку и штамповку. Серебро также считается собственностью вождей, отдаваемой им с божественного разрешения; туземцы называют его «слезами луны». Островитяне смешивают медь с оловом, чтобы получить бронзу, делают из бронзы отливку и чеканят ее, когда она остывает. Имея в запасе такие приемы литья, туземные мастера изготавливают головки для боевых палиц, тяжелые бронзовые рычаги, ножи, ритуальные кинжалы, примитивные хирургические инструменты, болас (метательное оружие) для ловли птиц и животных, украшения, предметы культа и быта, обереги, амулеты, статуи, чаши, сосуды, кувшины и прочее; применение металлургии весьма широко.
Золото и серебро используются островитянами как проводник между богами, духами и людьми. Не все украшения общедоступны: например, браслеты, сплетенные из золота и различных волокон с растения уайруро, могут носить все. Но украшения и бытовые предметы вождей, шаманов и знатных членов племени всегда выделяются более богатой отделкой и разительно отличаются от тех, что доступны широким массам населения. Не все могут носить золотые украшения каждый день, это позволено только членам семьи вождя и шаманам. Простые люди могут надевать ювелирные изделия из золота только в праздники или для ритуалов.
Золото и серебро – священные металлы, право добывать и обрабатывать которые имеют только люди племенных вождей. Поэтому островитяне настроены радикально против попыток чужеземцев освоить их способы разработки месторождений и добычи металлов, считая, что это навлечет божественный гнев на них самих, оказавшихся неспособными защитить божественный дар от пришельцев с чужих земель.Современным первооткрывателем архипелага стал капитан Хиль, среди тильских кораблей, первыми достигших новых берегов в 1442 году, оказались «Грешник», «Призрак», «Оскал» и «Гуляка». Даже поверхностное знакомство с архипелагом раскрыло его потенциал: тильцы обнаружили запасы золота, меди и серебра. Однако первые контакты пиратов с воинственно настроенными аборигенами завершились стычками и потерей двух кораблей. После этого было принято решение отплыть обратно на Тиль и вернуться на Новые Земли уже бóльшей флотилией с многочисленными командами, способными приструнить островитян и начать колонизацию новых территорий. В это время нарастает напряжение политической обстановкой между Орллеей и Хельмом, и Тиль, заключивший военный договор, идет на подмогу орллевинскому флоту. На время военных действий пиратские капитаны оставляют идеи покорения Новых Земель, но возвращаются к ним в 1447 году, когда военный договор разорван, а пиратский флот оправляется от понесенных в войне потерь.
РЕЛИГИЯ
Аборигены архипелага Тенараро верят в то, что мир возник из Пустоты, вслед за которой появилась Тьма, а за ней – два Первых Прародителя, Земля и Небо. Они явили Первый Рассвет (тен. Атуа) и Первый День (тен. Ао), создали целый пантеон богов и духов, зародили в море жизнь, подняли на поверхность подводные скалы и превратили их в цветущие острова. Сам человеческий род, по поверьям тена, ведет начало от морских животных и птиц. Разнообразие верований среди местного населения очень велико; каждое племя поклоняется основным божествам и своим собственным, второстепенным. Тена чтят своих предков из предшествующих поколений и легенду своего происхождения, которая находит отражение в культах и ремеслах: на островах Хату-Ити и Маротири преобладает культ человека-птицы, на Тоау и Тахаа – человека-тюленя, а островитяне с крупнейшего острова Кауэхи, отличающиеся высоким ростом и крепким сложением, верят в свое родство с самым большим морским млекопитающим – синим китом.Пантеон основных богов тена:Ту – покровитель воинов, сын Неба и Земли
Ронго – бог культивируемых растений
Тане-Махута – бог лесов и птиц, сын Неба и Земли
Тафериматеа – бог ветра
Фиро – бог зла
Атанеа – богиня плодородия и деторождения
Пеле – богиня вулканического огня, мать извержений и молний
Тикокура – бог разрушительных штормовых волн, бурь и тайфунов
Маху-Ике – бог землетрясений
Хине-Нуи – богиня ночи, тьмы и смерти, королева подземного мира
Ту-Вхенуа – благожелательная богиня ветров, которая посылает морякам мягкий попутный ветер
Хииака – богиня ритуальных танцевТангароа – бог морской стихии и всех обитателей моря, воплощается в осьминогах и кальмарах; «темный» бог, владеющий тайнами колдовства и особо почитаемый шаманами
Шаманы и предсказатели островитян используют «посох бога» для персонализации богов и духов предков. Неэффективный, отказывающий в помощи или слишком ленивый бог может быть забыт, так как не исполняет свою функцию; это касается в основном второстепенных богов. Шаманом может стать лишь сильный ведьмак, наделенный маной (особой силой, приносящей удачу и счастье) и развивший свой магический дар до II уровня и выше. Шаманы отличаются долголетием и нередко проживают 150-300 лет. Шаман не вправе взять себе жену, он посвящает свою жизнь магии и служению богам и духам предков. Каждый шаман принимает к себе в обучение магически одарённого преемника мужского пола, которого выбирает из племени сам. Ученик шамана может быть даже простолюдином: сила магического дара имеет большее значение, чем родословная. Владеющие магией мужчины расходуют свой дар, однако никто не учит их восстанавливать силы и развивать способности, это знание доступно только шаману и его ученику. Магически одарённые женщины чаще всего погибают в молодом возрасте из-за «сжигающей» их изнутри магической энергии, не получающей выхода и развития.
Островитяне отдают много сил огромному количеству проводимых ими обрядов. Шаманы проводят ритуалы призыва богов и духов, делают предсказания, а также проводят общественные обряды: например, погребальные или связанные с повседневной деятельностью племени. Ритуалам отводится огромная роль; если шаман допускает ошибку при совершении ритуала, это расценивается как дурное предзнаменование и требует совершить акт искупления (тен. ноа, каракиа). Для защиты от потусторонних сил часть ритуалов шаман проводит, стоя по пояс в очистительной проточной воде. При отправлении ритуалов огня широко используется порох, получаемый из селитры на основе навоза крупных варанов. Большое значение имеют ритуальные танцы: каждый обряд сопровождается особенным танцем, с помощью которого тена располагают богов к себе и просят их исполнить добрую волю на пользу племени.
На всем архипелаге распространено понятие табу – это запрещенное действие, место или состояние. Запрет может касаться отдельного островитянина или целого племени. Например, у племени может быть табу прикасаться, передвигать, приближаться и даже смотреть на бревно, которое лежит в болоте, или на комок плывущих водорослей, символизирующих чудовище – согласно поверьям, многие чудовища и злые духи живут в глубоких омутах на дне рек или озер. Нарушение табу и воззвание к этим духам влечет наказание и подлежит искуплению.
НАСЕЛЕНИЕ
ИМЕНА:
Коренные жители островов носят имена полинезийцев и маори.
Мужские имена: Анару, Вирему, Мауи, Микаере, Паора, Патарики, Тейн, Тангата, Хохепа...
Женские имена: Арона, Атаахуа, Ваитири, Вхету, Кири, Маата, Мере, Моана, Нгайре...
К собственному имени добавляется приставка "mai", что означает "из", за которой следует название племени (одноименного с островом обитания).
Например: Anaru mai Marotiri | Анару из Маротири, Maata mai Rapa-Iti | Маата из Рапа-Ити...ЯЗЫК:
Аборигены Новых Земель говорят на местном языке – тена – с незначительными диалектными различиями, что не мешает представителям одного племени понимать выходцев из другого.ОДЕЖДА:
Жаркий климат позволяет островитянам обнажать свои тела, щедро украшенные татуировками черного цвета. Их одежда – набедренная повязка или юбка из тапы (материал из вымоченной и спрессованной коры хлебного дерева). Различий между мужской и женской одеждой практически нет, но тип одежды определяет социальный статус: вожди и шаманы носят плащи и шлемы из птичьих перьев, цветов, раковин. Ожерелья или венки из цветов носят все, включая простолюдинов. Одежду не стирают, а выбрасывают. После контактов с чужеземными мореплавателями постепенно набирает обороты использование тканей и предметов одежды с Тиля.КУХНЯ:
Тена готовят пищу в земляных печах, на раскаленных камнях, заворачивая плоды или рыбу в банановые листья. Рацион островитян состоит из растительной (манго, кокосы, ананасы, бананы и пр.) и рыбной пищи, морепродуктов. Мясо едят исключительно по праздникам, это – еда для знати. В пищу также идут собаки, свиньи и курицы; тена охотятся на некоторые разновидности обезьян и на морских птиц. Островитяне изготавливают сбраживаемые напитки из сока сахарного тростника, которые схожи с тильским ромом и обладают опьяняющим эффектом. Он доступен всем слоям населения и употребляется даже детьми.ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Особый вид новоземельского искусства – рисование татуировок на человеческой коже. Тена считают татуировки священными, с их помощью можно установить связь с богами, духами и предками, получить их силу и защиту. Татуировки островитян отличаются высокой четкостью линий; рисунок похож на вырезанный из дерева орнамент. Используемые элементы очень разнообразны: волны, спирали, прямые и ломанные линии, сложно переплетенные между собой и непростые в исполнении. Разнообразие растительного и морского мира островов породило аналогичные орнаменты: черепахи, акулы, солнце и луна, птицы и папоротники часто прослеживаются в хитросплетениях узоров. Все эти детали симметрично располагаются на мужском или женском теле. Татуировки наносятся на грудь, плечи, запястья, лицо, язык, интимные части тела; место расположения орнаментов зависит от социального статуса и положения, занимаемого в племени. Сама процедура нанесения татуировок крайне болезненна: вместо иглы используется зуб акулы или свиньи, а краску изготавливают из сока растений. Процесс нанесения занимает от нескольких часов до несколько суток и не может быть прерван; ритуал татуировки должен быть завершен без перерывов, иначе островитянин подвергается риску быть опозоренным или даже изгнанным из племени.
Чужеземцы, попадающие на Новые Земли, редко удерживаются от соблазна украсить собственное тело татуировкой, несущей глубинный смысл и служащей своеобразной защитой.Значение некоторых символов татуировок тена:
Акула – сила, власть, стойкость и упорство. Акулы считаются священными и мощным животным. Эти татуировки должны защищать владельца от врагов и угроз.
Тики (маски) – наносят мужчины-воины; такая татуировка защищает и оберегает от сглаза и злых духов. Тики смотрят в разные стороны, символизируя защиту со всех сторон.
Черепаха – долголетие и плодородие, символ семьи и защиты.
Луна – женственность, изобилие.
Солнце – символ вечности и жизни.
Ящеры, игуаны, гекконы, вараны – тена считают, что носящий такую татуировку имеет сверхъестественные силы или магический дар.
Скат – свобода, красота, изящество; мощный символ защиты.
Кору (спираль) – символ для новых начинаний, начала новой жизни и надежды.
Киты и дельфины – символ дружбы и силы природы, несет вечную связь человека с другими живыми существами.
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ
В 1446 году пиратские корабли – бриг «Аделаида» под командованием капитана Ди Сота, фрегат «Дикий Бык» под командованием адмирала Моргана и дружественные бриги «Хранитель» и «Кардинал» – отчаливают к Новым Землям. Команды исследуют северную и восточную части архипелага и летом 1447 года высаживаются на северо-восточный остров Мануи, покрытый джунглями и населенный одноименным племенем мануи. Островитяне демонстрируют относительно мирный настрой, и командам кораблей удается узнать о секрете особенного водостойкого пороха, для изготовления которого используется особая селитра, основой для которой является навоз варанов, в изобилии населяющих джунгли на о. Мануи. Пиратам удается договориться с шаманом с помощью гериотской ведьмы Баако: с племенем мануи устанавливается мирный союз и пираты получают технологию изготовления лучшего пороха.
В начале 1448 года адмирал Морган, команды «Дикого Быка», «Хранителя» и «Кардинала» выбирают один из необитаемых (по поверьям туземцев – один из проклятых «темных») островов в северо-западной части архипелага (тен. Акиаки) с удобной, скрытой от посторонних глаз бухтой для того, чтобы возвести там укрепленный форт, дать ему и всему острову название Порта Нова и обосноваться там своей небольшой флотилией. Дружественный контакт с туземцами с соседних мелких островов позволил нанять дешевую рабочую силу, и к 1449 году пиратская база представляет собой сложенную из камня крепость с безопасной гаванью, которую можно эффективно защитить от вторжения даже малыми силами. В конце 1448 года на Порта Нова прибывает загадочная могущественная ведьма-жрица, которая в первые месяцы того же года дала начало тильскому магическому ковену и теперь знакомится с советом могущественных новоземельских шаманов.
Отредактировано middle ages (2018-03-26 20:16:03)