http://illyon.rusff.me/ (26.12.23) - новый форум от создателей Хельма


Приветствуем Вас на литературной ролевой игре в историческом антураже. В центре сюжета - авторский мир в пятнадцатом веке. В зависимости от локаций за основу взяты культура, традиции и особенности различных государств Западной Европы эпохи Возрождения и Средиземноморского бассейна периода Античности. Игра допускает самые смелые задумки - тут Вы можете стать дворянином, пиратом, горцем, ведьмой, инквизитором, патрицием, аборигеном или лесным жителем. Мир Хельма разнообразен, но он сплачивает целую семью талантливых игроков. Присоединяйтесь и Вы!
Паблик в ВК ❖❖❖ Дата открытия: 25 марта 2014г.

СОВЕТ СТАРЕЙШИН



Время в игре: апрель 1449 года.

ОЧЕРЕДЬ СКАЗАНИЙ
«Я хотел убить одного демона...»:
Витторио Вестри
«Не могу хранить верность флагу...»:
Риккардо Оливейра
«Не ходите, девушки...»:
Пит Гриди (ГМ)
«Дезертиров казнят трижды»:
Тобиас Морган
«Боги жаждут крови чужаков!»:
Аватеа из Кауэхи (ГМ)
«Крайности сходятся...»:
Ноэлия Оттавиани или Мерида Уоллес
«Чтобы не запачкать рук...»:
Джулиано де Пьяченца

ЗАВСЕГДАТАИ ТАВЕРНЫ


ГЕРОЙ БАЛЛАД

ЛУЧШИЙ ЭПИЗОД

КУЛУАРНЫЕ РАЗГОВОРЫ


Гектор Берг: Потом в тавернах тебя будут просить повторить портрет Моргана, чтобы им пугать дебоширов
Ронни Берг: Хотел сказать: "Это если он, портрет, объёмным получится". Но... Но затем я представил плоского капитана Моргана и решил, что это куда страшнее.

HELM. THE CRIMSON DAWN

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » HELM. THE CRIMSON DAWN » ХРАНИЛИЩЕ СВИТКОВ (1420-1445 гг); » Завещание мастера [x]


Завещание мастера [x]

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

НАЗВАНИЕ
Завещание мастера
http://s2.uploads.ru/SHktB.gif
УЧАСТНИКИ
Nicollo de Lanza & Vittorio Vestri
МЕСТО/ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЙ
Орллея, Лирэфия, мастерская художника-изобретателя
17 июня 1443 г., вечер
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Там, где рождаются великие идеи, витает дух вдохновения и едкий запах летучих мышей.
Я помню, как горели твои глаза! Ты с самого начала был очарован этим замыслом. Но что теперь? Ты смял свой черновик, маэстро, и выронил из пальцев уголёк. Ты бледен и угрюм, и ты молчишь, молчишь, молчишь.
Встряхнись, взгляни и говори со мной! Мы же вот-вот взлетим! Ты разве не готов?

+2

2

Что можно найти в мастерской изобретателя? По самым скромным подсчетам, - всё. От водолазного шлема-колокола до папки со старательно собранными перьями голубя, тайфунника, выпи и фазана… От редкостей, что не купишь ни за какие деньги. До безделиц, которые не нужны и даром. Уже битый час Николло перебирал нажитое добро. Хлопали сундуки, пыльно вздыхали мешки. А предметы, выселенные с привычных мест, тревожно переглядывались.

Порой инженер останавливался и, сведя брови к переносице, восклицал: «а где же мои серебряные фибулы? Точно помню, лежали здесь!». Или вдруг выуживал со дна какой-нибудь пузырек с подозрительной зеленоватой жижей: «а это ещё что?». Вещи копились. Вырастали горы фолиантов, поблескивали речушки хрустальной алхимической посуды, белели снега бумаг… А мастер лишь не глядя переступал их, передвигаясь от полки к полке. В эти моменты он был похож на какого-то великана. Правителя-гиганта, что своим высоким повелением решает, кто из поданных достоин его внимания, а кто нет.

Эх, если бы вещи умели говорить… Сколько интересного они могли разболтать! Ну, вот, например, этот полый куб с веревочной сеткой. Его художник соорудил специально для Витто, чтобы на примере натянутых нитей показать, как изменяется перспектива в картине. Что чем дальше предметы, тем меньше их объем, менее четки очертания и более блеклы цвета. Как тогда чертыхался юный подмастерье, страдальчески выводя ровные линии на пергаменте! Или стеклянный глаз, что заставил перекреститься ни одного гостя. Эту хрустальную призму инженер использовал для изучения законов оптики. Осколки разноцветной смальты, из которого влюбленный живописец собрал Лукреции калейдоскоп… И мрачный ящичек с медицинскими инструментами – те опасно щерились в темноте. Ими начинающий анатом по ночам вскрывал трупы.

За шесть лет, проведенных в Лирэфии, мастерская стала для де Ланца не просто домом, крышей, постелью, очагом, но местом, куда к нему нередко забредали музы. Сколько незаконченных проектов сейчас глядели на своего творца, будучи вынутыми из мрака забвения. Изобретатель склонился, поднял один лист. На нём был вычерчен остов громоздкого крыла… Затем повертел в руках какой-то поршень. Увлекся. Начал его разбирать. Если бы кто-то заглянул в окно, то не понял бы, кого он видит. Безумного ученого, раздвигающего рамки бытия. Или ребёнка, который восхищен новой игрушкой. И всё это... Абсолютно всё ему предстоит оставить. Совсем скоро покинуть город. Затворить дверь мастерской. Без всякой уверенности, что получится сюда вернуться…

Конечно, бедлам Николло устроил не из сентиментальных чувств. Кое-какие необходимые вещи он сложил в дорожную сумку. Туда попала медная пластина с магнитом, из которой инженер соорудил машину, что умеет всегда указывать на Север. Её идею он посмотрел в одной из библиотек Рейниса. Моток прочной лески. Пару колб с какими-то порошками. Огниво. И ещё несколько любопытных и насущных вещиц… Кто знает, с чем ему придется столкнуться там, в лабиринтах данактийского хранилища? Кстати, о лабиринтах… Мастер вдруг отложил поршень, выпрямился и уверенно проложил себе дорогу в запутанных перипетиях предметов.

- А правило одной руки, и правда, работает… Если всё время держаться ладонью за стену, то в итоге выйдешь из любой ловушки. Конечно, придется посетить все тупики и повороты, но результат гарантирован. – высоко поднимая ступню, де Ланца развернулся на одной ноге и повторил свой эксперимент в обратном направлении.

Отредактировано Nicollo de Lanza (2017-07-27 23:51:02)

+2

3

Мне по душе новаторства порывы,
Что горячи, как вдохновенья пыл!
Надеюсь только, вы не так пугливы,
Как прошлый мой помощник, помню, был...
:insane:

Бывает, завернешь в пекарню в самый удачный час, когда только что освобожденные из печи булки и пышки еще не успели добраться до прилавка, а уж остыть - тем более. Тогда, располагая парой свободных монет в кармане, купишь сразу полдюжины, выйдешь на улицу и, не утерпев, вгрызешься в первую прямо на пороге пекарни (и на глазах у пекаря, который, глядя тебе вслед, с умилением проворкует нечто вроде "Ну что за славный мальчуган!" - по крайней мере, мне так послышалось в тот раз; непонятно, почему он потом за мной погнался). А остальные спешишь принести домой, пока не остыли, и, когда несешься по улицам, прижимаешь к себе горячий кулек со счастливым чувством внутреннего торжества.
Этим вечером Витто нес в мастерскую не булки, не пышки и не лепешки. Но сверток, который он крепко стискивал под мышкой, представлял собой не меньшую ценность. А еще он то и дело задорно вздрагивал, и гордому добытчику приходилось раз за разом слегка встряхивать его, перехватывая покрепче.
На улицы Лирэфии спустились сумерки, прохожие попадались реже, но каждый из них был заметно веселее, чем днем. Цветистое амбре, в котором явственно угадывались спиртовые нотки, окутывало едва ли не каждого из встретившихся на пути подмастерья горожан. Так что, если к ликованию Витто добавить неповторимую атмосферу праздности теплого летнего вечера, станет понятно, почему, явившись на порог мастерской, он сиял, как новенький золотой беррин.
Непривычному взгляду стороннего наблюдателя мастерская художника-изобретателя представилась бы эдаким царством хаоса, промежуточной стадией между крайним бедламом и свалкой - по крайней мере, в том виде, в каком она пребывала сейчас. Но взгляду помощника изобретателя ничего не было милее этих бесконечных завалов и лабиринтов, башен, каньонов и горных хребтов, сооруженных из сундуков, ящиков и фолиантов, протянувшихся вдоль стен. Творческий беспорядок - неотъемлемая часть процесса воплощения великих идей, о чем Витто не уставал напоминать своей доброй матушке еще в те времена, когда обитал под родительской крышей и о бытности подмастерьем изобретателя даже не помышлял. Но вся его дальнейшая жизнь, как ни странно, складывалась именно так, в соответствии с этой глубокой мыслью.
Хотя, даже искушенному в беспорядке юнцу мастерская сегодня показалась чуточку... слишком.
Пошарив глазами по этому царству хаоса, Витто наконец увидел спину маэстро де Ланца, склонившегося над чем-то с видом самым сосредоточенным - по крайней мере, настолько, насколько сосредоточенной может выглядеть спина. Перешагнув через порог, подмастерье лягнул дверную створку, которая захлопнулась с громким стуком, привлекая внимание мастера. Тот по обыкновению бормотал что-то себе под нос, и чуткий слух мальчишки уловил последнюю фразу.
- Правило одной руки станет твоим девизом по жизни, если не женишься, - назидательно проскрипел Витто, подражая соседкам-торговкам, которых почтенный возраст уже принудил обратиться к благочестию. Заразительно хохотнув, он сделал шаг вперед и, дождавшись, когда маэстро обернется, воздел кверху указательный палец - совсем как фигура с полотна живописца.
- Она меня укусила! - торжественно объявил герой. На верхней фаланге перепачканного чернилами пальца в самом деле угадывалась маленькая красноватая ссадина. - Но, мастер, оно того стоило. Что ты тут разобрал? Что-то ищешь? Откладывай в сторону, не до того! Ты готов? Я покажу. Смотри-ка внимательно...
Витто покрутил головой, чтобы удостовериться: двери закрыты, окна плотно занавешены, его добыча так просто не ускользнет. Теперь пришла очередь загадочного пульсирующего свертка. Помощник аккуратно достал его из-под мышки, развязал горловину и, раскрыв ее пошире, отпрянул, зажмуривая один глаз. Из импровизированного сачка-мешка тотчас же выстрелил десяток перепуганных летучих мышей; под аккомпанемент звонкого хохота подмастерья, отчаянно вереща и шелестя своими крыльями, задевая и отталкивая друг друга, они устремились к потолку. На них-то и смотрел мальчишка взглядом завороженным и влюбленным: не на мышей, а на их крылья, стремительно хлопающие вверх-вниз.
Когда пара мышей уже нашла себе приют на самой верхней полке, забившись в угол, а остальные еще метались под самым потолком, Витто перевел на маэстро сияющий самодовольством взгляд.
- Ну? Ты заметил? Видел, как они быстро двигаются? Слишком быстро машут крыльями, совсем не так, как голуби. У голубей-то перья, а у этих - кожа, мышцы да перепонки, - в последнем мастер и его помощник убедились, увлеченно препарируя подопытных рукокрылых. - Чтобы поднять человеческое тело, крылья будут куда больше, и махать ими с такой же скоростью... да легче ногами пробежать, чем так лететь! - Витто ухмыльнулся, проводил взглядом очередную летучую мышь, которая теперь шуршала сеном в мансарде, и уверенным шагом прошествовал к маэстро, на ходу извлекая из кармана смятый пергамент со своим собственным чертежом.
- Но если сегментов в крыле будет больше, а вот здесь - чуть больше ткани-перепонки, которая будет раскрываться при движении крыла вниз и собираться, когда оно будет направляться вверх... вот так... - кудрявая голова подмастерья склонилась над листком, покусанный палец старательно вел вдоль линии, - тогда можно дольше свободно планировать и экономить силы, взмахивая как минимум раза в два реже! Ладно, планировать можно и с этой конструкцией, - признал юный изобретатель, сморщив нос. - Но чтобы обрести большую свободу передвижения в воздухе! А? Ты видел, с какой амплитудой они это делают? Причем все вместе и одинаково! А наши крылья можно будет зафиксировать, но сделать подвижными как раз вот в этой части... где они складывались бы и расправлялись... - по измятому пергаменту было заметно, что его уже не раз сворачивали; подмастерье проделал тот же маневр и сейчас, сложив бумажное крыло по линии чертежа. А потом поднял голову и сверкнул на изобретателя глазами из-под упавших на лоб кудрей.
- Попробуем так?

конструкция

http://steampunker.ru/uploads/images/00/41/31/2012/10/14/7c0361.jpg

Отредактировано Vittorio Vestri (2017-07-29 12:58:40)

+3

4

Даже в собственной мастерской де Ланца сейчас выглядел, словно тот кот, что воровски навис над крынкой сметаны. Его застали врасплох. Поэтому Николло развернулся и зачем-то поспешно сделал шаг вправо. Заслонил собой дорожную сумку. Её рот был очень некстати разявлен, так что виднелось всё нутро.

- Ох, Витто… - подмастерье изобретатель не видел… дайте подумать, неделю или уже целых две? Проводя много времени в библиотеках, голова художника копила знания с такой скоростью, что самые незатейливые факты просто вылетали из неё. Сегодня среда или уже воскресенье? Сколько он задолжал бакалейщику? На смуглом и заметно заросшем лице инженера отразилась не присущая ему растерянность. Благо, ученик бойко болтал, и никаких особенных ответов не требовалось.

В руках юнца трепыхался какой-то мешок. Явно что-то живое, плененное. И такой же неуемный огонек плясал в глазах самого Витто. Казалось, раскройся сейчас этот таинственный тюк и вместе с ним наружу выплеснется само вдохновение. Однако, пока подмастерье возился с горловиной, Николло успел провернуть свой маневр – кинул на дорожную сумку кипу пергаментов. Скрыл то, что не смог бы объяснить.

Помещение враз заполнилось трескучими хлопками и визгливым писком. Десяток летучих мышей, нет, если приглядеться, всё-таки коротконосых крыланов, взвились под самый потолок.  Они свистели и очень эффектно делали пируэты именно в те моменты, когда уже почти достигали стены или балки, в итоге уходя от столкновения. И не взмахивали крыльями, а словно отталкивались от самого воздуха. Карие глаза жадно-жадно следили за каждым движением. Поворотом маленьких пушистых тел. Таких стройных, таких невесомых, таких легких! А Витто торопился показать мастеру какой-то чертеж…

Сколько раз Николло вел беседы со своим учеником о человеке, который однажды сможет летать. Как побеждал его недоверие. Учил наблюдать, к примеру, за голубями, делать эскизы, обязательно множественные, чтобы была видна не только фиксация действия, но и его продолжение, сам импульс. И как в итоге заразил Витто этой идеей! Но почему-то сейчас инженер даже не потянулся за углем, чтобы уверенным жестом поправить небольшие огрехи в чертеже ученика… Весьма талантливом. А, главное, дающим их изобретению новую жизнь… Де Ланца лишь молча слушал. Тут одна из мышей вдруг влетела прямо в стеллажную полку. Там стояли его горшки с олифой и прозрачным севрюжным клеем, лежали позабытые палитры и мягкие кисти из волоса хорька… Крылан забился в самый темный угол, даже что-то скинул и, очевидно, разбил. Таким же рваным, резким неожиданно показался голос мастера.

- И зачем ты устроил тут разгром? – мужчина с досадой передернул плечами. Сейчас Николло с ещё большей тоской оглядывал раскиданные повсюду предметы. Всю свою жизнь он собирал из хаоса какие-то мысли, идеи, стаскивал их в мастерскую, записывал в бесконечные блокноты – порой такие пустяки! И при этом лелеял в сердце мечту, что сможет их сложить ладно, словно куски мозаики. Создаст из беспорядка – новую гармонию. Стройное целое. А выходило, что всё бессмысленно. Если он не вернется в Лирэфию или его кинут в темницу за то, что блокнот с тайными сведениями был украден… И кем! Хайбрейской шпионкой! Всё было напрасным. Что отведенное ему время он провел бесцельно, столько всего начав и толком ничего не закончив.

- Ты... Я посмотрю позже. Сейчас занят. - изобретатель смягчился, но вдруг пересек комнату и, раздвинув пальцами щель в ставнях, тревожно посмотрел на улицу. В углу рамы паук выплел свою ажурную почти невидимую сеть и потирал лапки в ожидании жертвы.

- Скажи лучше, когда ты шел сюда, видел кого-нибудь возле дома? – художник даже не глянул на подмастерье. Ему сложно было таиться от Витто, которому мастер уже привык рассказывать всё. Вернее, почти всё. А потому в последнее время Николло даже не мог встречаться с ним взглядом, боясь, что то, что он хочет скрыть, умный мальчишка прочтет по лицу.

Отредактировано Nicollo de Lanza (2017-08-02 01:29:01)

+1

5

А ты большой чудак, - мне говорят, -
Ты лучше посмотрел бы на ребят.
Тебе бы лишь мечтать! Но глянь вокруг:
Здесь правят не мечты, а выгода, мой друг.

- Что это ты так на меня смотришь, маэстро? - подозрительно осведомился Витто, критическим взглядом окидывая лицо живописца и приходя к выводу, что его округлившиеся темные глаза и отпавшая нижняя челюсть - это неспроста. Он решил подсказать: - После долгой разлуки обычно принято изумляться, как я вырос. И каким молодцом остался.
Лукаво прищурившись, подмастерье хотел было вернуться к разъяснениям по своему чертежу и уже набрал побольше воздуха, чтобы разразиться очередным пространным изложением светлых инженерных измышлений, но был вероломно остановлен. И кем? Самим маэстро! Его резкий вопрос, брошенный со смесью досады и раздражения, оборвался гробовой тишиной в стенах мастерской. Кажется, даже летучие мыши притихли и теперь вместо пронзительного писка напоминали о своем присутствии только тихим шебуршанием в углах, куда успели забиться.
Сияющий помощник и его искрящийся энтузиазм сдулись на глазах, словно лопнувший мыльный пузырь.

- Это я-то? Устроил разгром? - недоверчиво переспросил Витто, часто моргая и вскидывая брови. Правая рука приподнялась в недоуменном жесте, но тут же безвольно повисла вдоль тела; теперь подмастерье смотрел на своего наставника растерянно и слегка негодующе. Хорошенькие новости! Он, Витто, прилежно следил за мастерской все время отсутствия изобретателя - а это без малого дней десять, - в одиночку принимал и выполнял мелкие текущие заказы, не впускал под крышу веселые компании уличных оборванцев (а ведь мог бы!) и даже старался поддерживать относительный порядок в ставших родными стенах. И нá тебе!
Подмастерье всё хлопал глазами. Негодование постепенно уступало место обиде за незаслуженный нагоняй. Да, всего лишь одна резкая фраза, но вместо благодарности и похвалы, которых он ожидал по возвращении хозяина в мастерскую, фраза эта приобретала смысл странный и обидный.

http://s5.uploads.ru/58AfV.gif

- Я... устроил тут разгром, видите ли, господа и дамы, - хмуро пробубнил мальчишка себе под нос. Сперва он вскинул только взгляд, пристально смотря на маэстро в ожидании, что тот объяснит свою странную реплику. Но этого не случилось, и тогда Витто основательно запрокинул голову назад, быстро осматривая мастерскую и наметанным глазом подмечая нанесенный рукокрылыми урон. Две... три упавшие с полок склянки, горстка рассыпанного угольного порошка на развернутом пергаменте с каким-то незаконченным наброском. Ничего катастрофического, ничего, даже близко сравнимого с бедламом, который однажды устроил здоровенный ворон с перебитым крылом, притащенный мастером сюда из лучших ветеринарных и наблюдательских побуждений. Он никогда не был против живности в стенах мастерской; напротив, это Витто частенько приходилось уговорами и хитростью убеждать добросердечного и любознательного натуралиста отпустить пташку, потравить обнаглевших крыс, пристроить лишнего котенка, вернуть хозяину собаку, увязавшуюся за ними на улице и обладающую, на беду, примечательной иноходью, механизм которой художнику непременно хотелось изучить и зарисовать. Поэтому, проявляя чудеса ловкости в ловле летучих мышей, подмастерье даже на секунду не задумался, что наглядную и живую демонстрацию его умозаключений наставник воспримет вот так.
И это - неудержимый мечтатель, исследователь, поклонник творений матери-природы!
Витто фыркнул, но вслух все же ничего не сказал - сумел удержать свой острый язык за зубами. Перемены настроения у маэстро нечасто, но случались, и стоило новой идее посетить его голову, - дурной настрой развеивался вместе с коротким творческим кризисом.
Но ведь как раз новую идею Витто ему и предлагал!
Наблюдая за тем, как длинные худые ноги мастера несут его к окну, подмастерье свернул свой чертеж по старательно выверенным линиям сгиба и сунул за отворот рукава камзола.
- Видел. И сегодня, и месяц назад, - буркнул ученик в ответ на вопрос наставника. - И не "кого-нибудь", а всё одни и те же рожи. Изредка они меняются, ну а вообще скрываются не очень-то старательно: их идиотские плащи сразу бросаются в глаза. Они за тобой хвостом ходят, я давно заметил. И вижу их так же часто, как тебя.
"А это... дай-ка подсчитать... в общей сложности, раза три за минувший месяц", - подумалось Витто, но он только мрачно ухмыльнулся и снова промолчал. Вопреки мнению тех, кто был с ним знаком, иногда мальчишка все же умел держать свои соображения и едкие замечания при себе.
Он шагнул к длинному самодельному верстаку, рядом с которым стоял маэстро перед тем, как отскочить к окну, и нацелился сесть на него, сдвинув в сторону кипу сваленных вместе пергаментов. Пара из них медленно спланировали на пол, точно пожелтевшие листья в октябре, но потом рука подмастерья наткнулась на что-то плотное, скрытое под листками. Он без колебаний разворошил кипу, и взгляду предстала объемистая дорожная сумка, наполовину набитая всякой всячиной. Содержимое сумки Витто рассмотреть не успел; он позабыл о своем намерении взгромоздиться на верстак и обратил к маэстро удивленное лицо.
- Мы едем работать? Куда? - осведомился он, прекрасно зная, что эту сумку изобретатель собирает только в особых случаях - например, когда они отправляются испытывать очередной механизм в действии, и с собой приходится брать самые разные инструменты, ведь никогда не знаешь, что может пойти не так.

+2

6

У каждого в жизни бывают события, приближения которых человек оттягивает, словно тот каучук, если его нагреть. Медленно-медленно, удлиняя волокна, истончая их до невесомых нитей, пока они – вдруг не порвутся. Для де Ланца такой неизбежностью был разговор с Витто. Изобретатель должен был рассказать подмастерью о своем путешествии. При этом избежав любых ответов на вопросы «куда?», «с кем?», а главное, «с какой целью?». И дело было даже не в обещании Понтифику сохранить вверенную тайну, а, скорее, в желании уберечь мальчишку. Ведь чем меньше он узнает, тем сохраннее будет его шкура…

- Да, я их вижу. – в перспективе улицы маячили две хорошо знакомые фигуры. Одна худощавая, с ногами-спицами, узкими плечами и покатой грудью. Светловолосый инквизитор с юношеским пухом на щеках вместо бороды. Другая – крепкая, поджарая, со смоляными вихрами и величаво скрюченным горбатым носом. Со всей своей любовью к семейству птичьих художник давно прозвал их «цаплей» и «грифом». И сейчас, на удивление, успокоено выдохнул.

Это раньше в де Ланца просыпался какой-то хулиганский запал – нырнуть в знакомый ему дом, где точно был сквозной проход. Оглянуться. Ускорить шаг. Сделать крюк. К примеру, свернуть в узкий квартал красильщиков, где через всю улицу на балконах были перекинуты сохнущие разноцветные ткани... Но во что бы то ни стало сбросить хвост. Сейчас же – присутствие папских ищеек, наоборот, успокаивало. Ведь если им до сих пор не отдан приказ «немедленно арестовать», значит, они не знают об украденном блокноте.

- Мы не едем работать. Я еду один. – Витто стоял перед мастером, искренне не понимая, в чем провинился. На щеках пунцовела обида, а под насупленными бровями в глазах читался немой укор. И для себя Николло находил в нём не только: «почему ты не оценил мои старания?», но и нечто большее: «как ты, с семью пядями во лбу, которого все вокруг считают столь изобретательным, довел нас до такого?». Мужчина растерянно взлохматил волосы, а затем сомкнул руки в замок в попытке успокоить мятущиеся пальцы. Он ещё навернул пару кругов по мастерской, как те летучие мыши минуту назад, не понимая, где бы им спрятаться. Но всё-таки встретился взглядом с подмастерьем.

- Меня ждут для выполнения одного задания. Я поклялся, что не расскажу о нём никому. Даже тебе. – поспешно добавил Николло, указывая на юношу. Кажется, тот уже намеревался перебить, что «ему-то можно, он точно не проболтается и вообще могила».

- Никому без исключений. – спокойнее всего живописец чувствовал себя, когда что-то писал или набрасывал, поэтому и сейчас взял в левую руку уголек и стал что-то чертить на подвернувшемся листе. Выходило невразумительно. Какой-то бред сумасшедшего, запутанный лабиринт, без начала и конца, без выхода, сплошной тупик.

- Я не представляю, когда вернусь, Витто. И вернусь ли вообще. - уголь оторвался от затяжного поцелуя с бумагой и на сей раз, как маятник, стал колебаться в руках туда-сюда. Словно обратный отсчет уже начался, тик-так, тик-так. Изобретателю не хотелось драматизировать, а потому он резко увел свою речь:

- Я хочу, чтобы ты присмотрел за нашей мастерской. Сколько бы времени на это не потребовалось. Просто обещай мне, что здесь все будет в порядке. Никаких обвалившихся крыш или провалившихся полов. Никаких пожаров. Никаких... – стоило припомнить, что всё это - учинял он сам. Конструкция блочного механизма обвалила балку под тяжестью пушечных стволов, которые инженер старался укрепить на хитром треугольном лафете. Деревянные половицы он искромсал, когда пытался перестроить свой тайник. А пожар случился после химического опыта: горе-алхимик сыпанул в бурлящую колбу магниевый порошок... «на глаз», поленившись возиться с мерной ложкой. Ладонь утихомирила уголь, крепко сжав его в ладони, а художник оторвался от пергамента:

- Я серьезно. Обещай, что будешь следить за всем, ладно?

ОФФ

ОФФ: Ты заметил, заметил? Я даже от пьесы не отклонился, все реплики на месте http://funkyimg.com/i/2aeF5.gif 

Отредактировано Nicollo de Lanza (2017-09-14 13:20:35)

+1

7

Важна душе не благодарность,
Доверие - куда нужней.
А вдруг его уж не осталось?..
Так возвращай его скорей!

При всей наблюдательности Витто, затылок мастера - пусть даже гениальный затылок! - не мог предоставить ему больше сведений, сколько ни сверли его пристальным взглядом. Маэстро, кажется, вглядывался в щелку между ставнями дольше, чем стоило. Но предприимчивый подмастерье не потратил это время впустую: он опустил взгляд и принялся с интересом рассматривать, что именно изобретатель натолкал в дорожную сумку. Рассыпчатые порошки в стеклянных колбах, любовно укутанных в мягкую ткань, леска, огниво, путеводный магнит, пара пергаментных свитков, перехваченный бечевкой неряшливый сверток, ремешок из телячьей кожи с металлическими креплениями, набор ножей и разного размера щипцов, механическая ножеточка (собственная гордость изобретательского ученика!), какая-то насквозь промасленная тряпка... что тут у нас еще...
Следующие слова маэстро заставили Витто отвлечься - хотя он уже протянул палец, чтобы подцепить им тряпку и поглядеть, что скрыто под ней в недрах сумки. Сию же секунду он вскинулся и опять вперил взгляд в затылок наставника.
"Мы" не едем? Едет "один"?!
Затылок... затылок с взъерошенными черными волосами, затылок знакомый и не похожий ни на чей другой. Лучше бы он, этот затылок, молчал и дальше! Было бы время поразмыслить и выдать что-то более разумное.
Поедет без меня? Да вот еще! Ну и куда?!
Эти мысли Витто уже собрался было озвучить вслух: набрал в грудь побольше воздуха и отступил от верстака, усесться на который ему так и не довелось. Но маэстро вновь его прервал, поворачиваясь, наконец, лицом и ероша без того всклокоченные волосы. Он говорил, кажется, спокойно и невозмутимо, но никто лучше, чем верный подмастерье, не знал, какой шквал эмоций может крыться за этими короткими, будто наспех брошенными отрывистыми фразами. Манера оформлять мысли в слова вообще была особенностью мастера де Ланца. В его голове - в этом Витто ни на секунду не сомневался - кишмя кишели сотни и тысячи задумок, идей и их воплощений; мысли складывались в ровные линии стройных чертежей, воображаемые краски ложились аккуратными мазками на чуть шершавый холст, что существует только в воображении. Но озвучивал художник не то что малую часть от всего этого - ничтожную! Поэтому сообразительный мальчишка всегда больше интересовался тем, что маэстро пишет и зарисовывает, а не говорит. Конечно, порой им овладевало словоохотливое настроение: Николло мог даже тараторить, проглатывая окончания слов, по-орллевински энергично размахивая руками и объясняя очевидное (по его мнению) на собственных длинных пальцах. Но эти всплески были не такими уж частыми, и Витто предпочитал постоянно крутиться рядом с маэстро, когда он работал, чтобы быть в курсе хотя бы части всех тех идей, что роились у него в голове. Его интерес к соображениям наставника был неутолим - почти как голод, все время терзающий юношеский организм. Он то и дело заглядывал через плечо, подныривал под руку, украдкой пристраивал зеркальце к краю пергамента, читая выходящие из-под пера, грифеля или уголька отрывки наблюдений или метких выводов изобретателя. Со временем тот будто вовсе перестал замечать вездесущего помощника и вместо того, чтобы прогонять его, умело использовал его постоянное присутствие себе во благо. Писать левой рукой о том, что в этом механизме стоит утяжелить металлический каркас, и одновременно протягивать раскрытую правую руку, не говоря ни слова - подмастерье, пристроившийся рядом с зеркальцем в руках, тотчас же прочтет, поймет сигнал и через секунду вложит в руку мастера моток металлической проволоки.
За годы наставничества и ученичества - этими двумя ролями они постоянно обменивались - маэстро привык к присутствию подмастерья так же, как он сам прикипел к де Ланца, который без всякого преувеличения заменил мальчишке семью. В годы раннего детства от домашней тирании и жестокости Витто, конечно, не страдал, но и особенным себя не ощущал, не будучи единственным ребенком. А здесь, помогая мастеру, наблюдая за его работой и оказывая немалую помощь, он чувствовал себя не только причастным, но и необходимым.
И вот тебе раз...
- Я не прошу делать для меня исключение, маэстро, - голосом негромким, но явно напряженным проговорил помощник, не отводя взгляда. - Зачем? Ты должен рассказать мне об этом твоем задании без всяких правил или там исключений. Должен и всё тут. Как мне ехать с тобой, если ты не рассказываешь, куда и зачем? Я должен подготовиться. Так я буду еще полезнее тебе.
Витто будто не слышал хлестких слов мастера: "Я еду один". Изобретатель озвучил простой факт; не накричал - его вообще нужно было исключительно вывести из себя, чтобы он повысил голос, - не рыкнул, не рявкнул, не процедил даже сквозь стиснутые в злобе зубы.
Но почему тогда так обидно это слышать?

Темноволосая голова теперь склонилась над пергаментом, левая рука нервно чертила бессмысленные линии. Теперь Витто молчал и слушал, переводя взгляд с макушки маэстро на пергамент и обратно. Он будто давал мужчине выговориться, заранее зная, что тот не скажет ничего дельного. Так обычно поступают с младенцами, едва освоившими пару первых предложений, или с умалишенными. Подмастерье притих, но это было затишье перед бурей - ибо он чувствовал, как она удушливой волной поднимается из груди, захватывая все его естество.

http://s1.uploads.ru/FCVQP.gif

"Никаких крыш, полов... бла-бла... никаких пожаров... смотри за мастерской... вернусь ли вообще..."
Отрывистые фразы крутились под буйными кудрями в голове Витто, и шустрые винтики его сообразительности никак не могли их перемолоть; слова будто застопорили ход мыслей мальчишки, повторяясь снова и снова.
И за все это время мастер только пару раз мельком посмотрел ему в глаза!
Серьёзно!?
Решительным шагом Витторио ринулся к художнику как раз в момент, когда тот в кои-то веки оторвался от пергамента и поднял свои печальные темные глаза. Поздно! Мальчишка подскочил к нему и бесцеремонно выхватил чертеж из пальцев инженера, моментально сминая его в ладони.
- Да к дьяволу мастерскую! - воскликнул он, и его голос напряженно зазвенел в установившейся тишине. - Что все это должно значить? Маэстро! Черт возьми! Я, знаешь, долго молчал, но тут уж дудки - с меня хватит!
Пальцы мальчишки комкали несчастный кусок пергамента; его грудь высоко вздымалась вместе с тщедушными плечами, а взгляд из-под взлохмаченных кудрей метал молнии. В шквале своего негодования Витто громко сопел и краем рассудка начал осознавать, что приближаться к мастеру он, пожалуй, погорячился - возрастал риск заполучить оплеуху, - но не дрогнул и не отступил ни на шаг. Да пусть хоть кулаком его ударит - он не сдастся, пока не получит ответов!
- Я тоже говорю серьезно, господин. Кто скажет, что я не серьезен? Нет уж, смотри теперь на меня, - подмастерье нырнул вправо, гонясь за ускользнувшим в сторону взглядом изобретателя, и дернул того за рукав. - Когда все это началось, все эти... слежки и твои исчезновения, библиотеки и непонятные исследования, я сразу понял, что грядет неладное. Ты таким никогда не был, маэстро. Ты... ты крылья забросил! - подмастерье будто со стороны услышал в своем голосе отвратительные жалобные нотки и сильно закусил губу - да так, что чуть не выступили слезы. Вспомнилось, как месяц назад мастер принялся вдруг закрывать рукой написанное, когда помощник привычно пристраивался рядом, чтобы почитать. Как передавал ему заказы всех клиентов без разбору, сам не прикасаясь ни к механической диковиной игрушке, что надо было починить, ни к тяжеленному чугунному казану, который подмастерье пытался собственными силами водрузить на стол, а потом уронил и напрочь отдавил себе ступню. И многое еще вспомнилось, но юноша, дыша шумно и глубоко, вдруг сделался спокойнее.
- Ты должен рассказать мне об этом задании, маэстро. Я видел твою сумку. Ты вообще не представляешь, как к нему подступиться, так? Ты набрал всего подряд! Не говори, что знаешь все заранее. А один ты разве справишься? Я тебе подскажу. Это без меня ты уж точно не вернешься, а мастерская никуда не денется. В отличие от тебя!
Витто вытянулся в струнку, стоя перед мастером, и, чеканя каждое слово, подытожил:
- Ты должен. Взять. Меня. С собой.

Отредактировано Vittorio Vestri (2017-08-09 19:38:15)

+2

8

- А ты вырос. – не то, чтобы для изобретателя это было таким уж открытием, но, пожалуй, Николло только сейчас осознал, насколько возмужал его подмастерье, которого он привык считать «мальчишкой», «юным ветрогоном» и «беззаботным ребенком». Это раньше Витто можно было отослать на рынок с какой-нибудь нехитрой работенкой вроде «принеси-подай», чтобы не посвящать его в некоторые дела. Оборвать «тебе этого знать не положено». Даже просто отмахнуться, если сил на препирания не было… Но сейчас. Мальчишка, ветрогон и ребенок задавал слишком взрослые вопросы. Смотрел серьезно. А эта гневная отповедь, за которую мастер мгновенно простил своего ученика... Когда случились все эти метаморфозы? Просто однажды утром характер проклюнулся, как безвольная рыхлая личинка вдруг осознает, что ей не хватает свободы и просовывает сквозь тугой шелк острие летательных снастей бабочки? Или это де Ланца, окуклившись в коконе своих идей, мечт и, скажем откровенно, эгоизма, не замечал, что происходит вокруг.

- А теперь выдохни, сосчитай до пятисот восьмидесяти трех – можешь вслух, и сотри с лица этот трагизм. – указания с тем же успехом подходили самому изобретателю. Он взял в ладонь мальчишескую руку, мягко разжал его пальцы и вызволил из плена смятый пергамент, с которым ученик так по-варварски разделался. И с каждым неспешно расправленным краем, шорохом листа и тающим сгибом, рисунок лабиринта проступал всё четче. А вот речь мужчины, наоборот, становилась всё туманнее.

- То, что я еду один, решено бесповоротно. Сколько бы ты ни кричал и ни топал ногами. – пластинка ногтя с силой надавила на чертеж, разравнивая морщинку. 

- Это не моя прихоть. Условия заказчика, чтобы о цели путешествия знал лишь очень узкий круг лиц. Вот те ребята за окном, что подрядились в мои самые верные поклонники, как раз и следят за тем, с кем я разговариваю и что им рассказываю. – Николло не удивился бы, узнав, что их уши прямо сейчас греют двери мастерской. Но больше он не собирался подкармливать их любопытство.

- И ты прав, я, действительно, не понимаю, как подступиться к тому, что меня ждет. Это как мрачный лабиринт, из которого нужно найти выход. При этом у тебя есть всего один факел, и ты видишь лишь на расстоянии этого светового пятна. Дай-ка мне свечу, Витто… - художник дотянулся до кресала, чуть растрепал кусочек ветоши, чтобы было легче поймать искру, затем скрестил кремниевую и металлическую пластинки, чиркнул. Со второго или третьего раза вверх взвился тоненький красно-оранжевый язык. Николло поднес горящую ветошь к свече, от жаркого поцелуя та тоже вспыхнула и как-то обмякла, оплавившись. Пляшущий огонёк нашел свое отражение и в темных глазах изобретателя, зрачки засверкали, как дно черного опала. Мужчина ещё поводил ладонью по рисунку, а затем вскинул его, так чтобы тело чертежа было прямо напротив источника света... Вроде всё те же угольные беспокойные линии. Смазанные рукой. Густые. Но под ними, будто кто-то взял тонкое лезвие и снял тончайший слой пергамента. Так, чтобы его плотность не бросалась в глаза, но при необычном ракурсе просвечивала изображение. Живописец филигранно изобразил герб данактийского монашеского ордена. Было там и ещё кое-что… Похожее на символы четырех стихий.

Да, он связан клятвой. Да, не хочет, чтобы подмастерье шел вместе с ним и рисковал жизнью ради реликвий, которые могут оказаться обычными камнями. Как все эти исцеляющие кости Иоанна - если посчитать по храмам, то выйдет, что у святого было сорок пять ребер… Но разве бы Николло оставил своего ученика без подсказок? Если уж повзрослевшему Витто захочется узнать, какой смертью пал его мастер. Конечно, мужчина думал, что вложит ниточку, ведущую к запутанному клубку, только перед самым отъездом. Когда останется произнести только «прощай и береги себя». Но раз мальчишка так убедителен и так нетерпелив...

- Поэтому мне просто нечего добавить к сказанному. – пламя заиграло золотом на лицах склонившегося мастера и подмастерья, объединяя их единым колоритом и зыбкой тайной. Художник помолчал ещё с секунду, а затем задул свечу. В воздухе повисла дымная струйка, от которой очень приятно защекотало в носу, а чертеж лабиринта снова стал просто чертежом.

Отредактировано Nicollo de Lanza (2017-08-16 14:45:21)

+1

9

Сказать не можешь - так пропой!
Шепни, обмолвись, намекни.
Намёки нам нужны порой:
Всего не выведать из книг.

Прищурившись, Витто всматривался в глаза маэстро, выискивая в них что-то подозрительное, какую-то искру или отблеск неискренности или негодования или - мало ли - издёвки, но... теперь мастер уже не прятал свой взгляд и говорил, судя по всему, чистую правду. Ему не приходилось задумываться, как если бы он на ходу сочинял какую-то ложь; не приходилось подбирать слова, как если бы пытался смягчить неприглядную истину перед тем, как преподнести ее своему верному помощнику. Нет, теперь уже его упрекнуть было решительно не в чем, и юноша, шумно вздохнув, в очередной раз весь сдулся и поник, в одночасье становясь будто ниже ростом и куда более щуплым, чем с расправленными в порыве эмоций плечами.
- Вырос, ага. Я сразу тебе это подсказал, - пробурчал себе под нос мальчишка, теперь уже отводя свой собственный взгляд. Вслед за всплеском всегда идет затишье, после бури воцаряется штиль. В самом деле, только переступив порог мастерской Витто удивился выражению, с которым маэстро встретил его, и сказал эту самую фразу, намекая, что они не виделись уже много дней. Но теперь-то волнение изобретателя нашло свое объяснение.
Он в самом деле пытался скрыть от меня свои сборы?
- И когда же ты планировал мне об этом рассказать, господин? - немного перефразировав свои мысли, осведомился Витто, отступая назад. Он безропотно позволил пальцам маэстро вытянуть смятый пергамент из его ладони и теперь вернулся к верстаку, все-таки преследуя свой изначальный план и взгромождаясь на него. Верстак был высокий - ноги мальчишки болтались в воздухе, как будто он был беззаботным школяром, сидящим на заборе и греющимся на солнышке вместо того, чтобы корпеть над книгами. Но с беззаботностью ему пришлось расстаться давно - может, даже раньше, чем его сверстникам, потому что работа с маэстро де Ланца требовала если не экстренного взросления, то способности экстренно подключать трезвый рассудок. Взять хотя бы тот случай, когда во время очередных испытаний лирэфийский гений поджег собственный рукав, и тот вспыхнул синим пламенем? Да-да, синим! Так просто его не погасить, и, если бы не вмешательство подмастерья, творить бы художнику одной левой до конца жизни.
...до пятисот восьмидесяти трех, значит?
Болтающиеся ноги начинали раздражать. Витто нутром чуял, что разговор предстоит серьезный, и решил оставаться собранным и внимательным до предела. Поэтому он согнул правую ногу в колене, поставил ее на край верстака, притянул к груди, обхватив обеими руками, а подбородок устроил на колене, не мигая, уставившись на мастера. Тот крутил в руках пергамент и расправлял его, восстанавливая изначальный вид мудреного лабиринта - одного из тех, которые неугомонная левая рука художника вычерчивала по своей собственной воле, не советуясь с мозгом и не отвлекаясь на процессы, в нем происходящие. В такие моменты уголёк в пальцах живописца начинал жить своей жизнью, а глаза, устремленные в одну точку, едва ли видели, что чертила рука. Но наброски неизбежно выходили точными и впечатляющими, на зависть подмастерью, которому порой приходилось попыхтеть, чтобы из-под его кисти, пера или угля вышло что-то стоящее внимания и по-настоящему гармоничное.
- Кто у нас заказчик на этот раз?
Да, их в самом деле могли подслушивать. Не было никакой нужды рассказывать Витто о том, что эти упертые преследователи не остановятся перед тонкими стенами мастерской и, если будет нужно, незримо сквозь них просочатся. Поэтому теперь он говорил не только вполголоса, но еще и неразборчиво, не поднимая подбородок с колена и почти не разжимая челюсти.
- Никак сам Папа?
Ехидный вопрос вдруг отразился блеском в темных глазах маэстро. Витто мгновенно насторожился и выпрямился, округляя глаза. Что-что? Неужели правда? Понтифик отправил новоиспеченного легата на задание во имя Священной Церкви и Святейшего себя?!
Теперь уже челюсти подмастерья разжались, но помимо воли: он схватил ртом воздух и поспешно захлопнул его, чтобы не ляпнуть лишнее. Ну тогда уж точно дело плохо! Ничем хорошим все эти миссии во благо торжества высшей справедливости и священной добродетели не заканчиваются. Какое вообще отношение может иметь ко всему этому маэстро? Тот еще набожный петерианец! Витто фыркнул, только представив: а что, если бы Понтифик был в курсе анатомических изысканий своего преданного легата? Если бы знал, как тот посреди ночи прокрадывается в хижину могильщика на окраине кладбища и самозабвенно вскрывает там трупы, изучая их внутреннее устройство и голыми руками перебирая их внутренности?
Откликнувшись на просьбу принести свечу, подмастерье спрыгнул с верстака, захватил требуемое и снова подошел к художнику. Выглядел он так же растрепанно, как обычно, но вместе с тем решительно и даже слегка загадочно.
В чем дело?
В следующие секунды на глазах Витто свершилось маленькое огненное чудо - фитиль, вспыхнув, осветил истерзанный пергамент и выхватил четко очерченные линии, что складывались в какой-то герб. Присмотревшись внимательнее, подмастерье сдавленно ахнул. Данактийский монашеский орден! В церковных делах юноша, в отличие от своей родни, был не силен и не так уж подкован, но этот герб он не мог не узнать. А что за символы рядом? Он моргнул и прищурился, невольно наклонился ближе, рискуя опалить брови... но маэстро задул свечку, и тайный рисунок вновь стал сокрытым. Теперь мастер и ученик поменялись ролями: очнувшись от изумления, второй аккуратно вытянул пергамент из пальцев первого. Обрывок внезапно приобрел немалую ценность, и Витто предельно бережно спрятал его во внутренний карман своего камзола. Хоть что-то останется на память от этого рьяного служителя Церкви.
- Нет, серьезно, маэстро. Когда ты хотел мне рассказать об этом? Или собирался просто так уйти, не предупредив? И что я буду делать, если ты там... если тебя там того, - сглотнув с видимым усилием, подмастерье возвел на художника серьезные глаза. - Может, тебе все-таки разрешат меня захватить с собой? Подумай! Уж вдвоем-то мы точно что-то сообразим. А?
Прежний пыл подмастерье уже растерял, и теперь голос его звучал скорее заунывно, чем воинственно. Но и сдаваться так просто не привык, поэтому отступать не торопился.
- Ты даже в переулке за рынком однажды заблудился. Помнишь? - Витто снисходительно улыбнулся, припоминая момент, когда растерянный художник как слепой котенок тыкался из одного тупика в другой: ноги занесли его, мало что соображающего, в неизведанный квартал Лирэфии, а будущий ученик - ему тогда едва исполнилось десять, - с интересом наблюдал за этими мытарствами несчастного, думая, что странный мужчина так ищет свое вдохновение или новых голубей-натурщиков. Пожирнее, там, или с перьями другого цвета. Кто их разберет, этих странных незнакомцев? Но потом-то мальчишка сообразил, что изобретатель просто потерялся и не понял, куда забрел, странствуя в глубинах своего сознания. Тогда он смилостивился над ним, показавшись из своего укрытия и проведя растяпу короткой дорогой до мастерской. Это была, кажется, вторая встреча мастера и подмастерья, и польза ее стала очевидна сейчас, по прошествии пяти лет. - Какой тебе без меня лабиринт? Где хотя бы это будет? В Орллее вообще?
Тяжко вздохнув, Витто прошел к подоконнику, облокотился на него, поворачиваясь спиной к окну, и принялся с преувеличенным вниманием разглядывать свой укушенный летучей мышью палец. Чутье подсказывало, что нужно немного подождать. Мысли выстроятся в сознании маэстро в логичную цепочку, и он что-нибудь да выдаст. Уж если нельзя вслух говорить о своих планах, он что-то придумает.
А чтобы подстегнуть этот его гениальный мозг к размышлениям, Витто исподлобья уставился в область переносицы изобретателя и принялся старательно сверлить ее выжидающим взглядом, тихо сопя и все еще теребя укушенный палец.

+2

10

Маэстро Джэромо нередко брал юного Ника на пленэр. Их любимым местом была водяная мельница близ родного Ланца. Добротный дом был сколочен возле весело бегущей речушки Омбрино. Плотина сдерживала напор, и искусственный водопад бил по деревянным лопаткам, раскручивая бесконечную карусель… Колесо поскрипывало, журчало опадающей водой, заставляло двигаться тяжелые мельничные жернова. Камень дробил пшеницу, а мельник наполнял холщовые мешки белым золотом… В такие моменты живописец заходил за спину мальчишке и, теребя жидкую бородку, рассматривал его рисунок. Порой даже склонялся над мольбертом и правил несмелые линии. Показывал, как написать камни, будто бы под водой. Точнее изобразить силу стихии, чей бурный нрав сдерживает преграда из еловых бревен. И мягко – еле касаясь ворсом – обозначить круги на поверхности от только что занырнувшего ужа. Маэстро не жалел времени. Чутье подсказывало, что в черноволосом парне скрыт настоящий талант.

- Как это – «что ты будешь делать»? Неужели за столько лет ты ещё этого не понял? – изобретатель тоже никогда не искал себе ученика. Просто однажды встретил Витто. Его живые глаза – они буквально загорались при виде чертежей и нутра механизмов. Ловкие руки – тут же что-то срисовывали, развинчивали. И гибкий ум – правили, дорабатывали… Напомнили де Ланца самого себя. Сколько таких самородков так и меркли в пыли нищенского труда? Неумело, нетерпеливо, не, не, много «не», инженер обучил нескладного мальчишку многому из того, что знал. И вот теперь он спрашивает: «что я буду делать»?

- У тебя есть ремесло и способности. Ты обладатель вековых секретов, которые творцы передают только от отца к сыну, от мастера – к подмастерью. Ты сам станешь мастером. К тому же, если со мной что-то случится… Ты же помнишь о контракте? – когда Адриано согласился выплачивать помощнику Николло – жалование, изобретатель заключил с отцом Вестри официальный договор. Стандартная форма. «Я, Франческо Вестри, мастеровой города Лирэфии, объявляю всем, что отдаю благопристойному мужу…» - с этим де Ланца хотел поспорить, но вовремя удержался. «…живописцу и изобретательских дел мастеру, моего законного сына Витторио, изъявившего на это свое согласие, для изучения ремесла художника и инженера. Витторио обязан служить вышеуказанному Николло Росси…» - в документах всегда значилось настоящее имя маэстро. «…Восемь лет без перерыва, начиная с Иоанова дня. Мастер должен кормить его все указанные годы…» - тоже весьма спорное утверждение. «…я же, Франческо, обязываюсь все это время честно одевать его и давать ему кров. Если случится, что сын мой убежит от синьора Николло и станет заниматься вышеуказанным ремеслом до истечения срока, то я обязан уплатить мастеру Росси штраф в размере 46 серебряных лейнов. Для взыскания с меня этой суммы тот вправе обратиться в любой суд, духовный или светский в Лирэфии или вне Лирэфии. Я же – Франческо, обязан немедленно…» - и прочее-прочее в том же духе. Интересно было другое: «Если же сам мастер откажется от обучения моего сына или по иной другой причине, включая смерть, – нарушит договор, то его поручитель – светлый граф Лореншира, Адриано Грациани, обязан будет уплатить мне штраф в размере 46 серебряных лейнов. Для взыскания его…».

- Тебе положено щедрое вознаграждение за неоправданные надежды. Считай, это моё завещание. – хмурое лицо смягчила улыбка. И как речка Омбрино, которая раз в два-три года всё-таки прорывала плотину, затопляла нижний бьеф, вымывала из почвы посевы и подтапливала закрома с мукой, так же преграду молчания прорвали слова Николло. Освобождённый от необходимости хранить тайну, тот вдруг заговорил спокойно и прямо.

- Думаю, что в Орллее. Но где именно, не знаю сам. Видимо, заказчик был осведомлен о навыках допроса некоего Витторио Вестри, а потому решил обезопасить себя, ничего мне не сообщив. Кроме того, что путь начнется из Авелли. Нет, касательно сопровождающих, рекомендации категоричные. А рассказать тебе… Я искал подходящий момент. Считай, это он. Но на мешок серебра от графа сильно не рассчитывай, всё же пока я планирую вернуться. Мы ещё сходим с тобой на пленэр. Есть тут пейзаж с водяной мельницей… Ну, и испытать твою идею, несомненно нужно. Ну-ка, покажи мне чертеж ещё раз… - изобретатель протянул подмастерье нетерпеливую ладонь. Как там было? Пять пальцевидных отростков с перепонками? Летучие мыши подуспокоились и, обернувшись в одеяло из крыльев, мирно качались на балках. Как маятники разрезали время на куски, отмеряя – тебе, мне, тебе, мне.

- Давай, давай, хватит дуться, показывай.

Отредактировано Nicollo de Lanza (2017-09-14 21:26:53)

+2

11

Я склонен только опытным путем
Все познавать, словам не доверяя.
Не говорите мне впустую ни о чем!
Пощупаю уж лучше сам я, проверяя...

Уж на что орллевинцам - и самому Витторио Вестри в их числе - нравится выдумывать небылицы! Незабываемые истории с огоньком, остротами и непременно лихими поворотами, а еще, в идеале, с нарушением законов чести, совести, морали, порядка, церкви и прочего, прочего... Все ингредиенты хорошей байки под рукой - только смешай, приправь щепоткой фантазии - и можно вдоволь лакомиться новой сплетней самому, да подкармливать знакомых и малознакомых, чьи уши по счастливой случайности окажутся поблизости.
Для приготовления байки безупречной консистенции и насыщенности остается только выбрать жертву, на которую все это и будет вылито. А кто вдохновляет лирэфийцев больше, чем самый вдохновлённый из их числа, служитель искусства и науки, отъявленный чудак, знаток машин и безобидный городской сумасшедший, маэстро де Ланца? Да, болтали многое: и Отца-Создателя не чтит, и с могильщиком якшается, и богохульствует... но при этом талантами, конечно, не обделен - это способен отрицать только слепой, потому что не может увидеть вышедших из-под его кисти картин, чертежей и набросков, или глухой, который не слышит хвалебных речей, которыми заливаются заказчики, имеющие честь получить творение де Ланца в собственную коллекцию. И в изобретательстве хорош, и в инженерном деле, в живописи, в военном оружейном искусстве, в обольщении простушек и тех, кто посложнее, да и вообще...
Но была у маэстро одна слабая сторона, которую едва ли кто-то кроме верного подмастерья когда-то замечал.
Иногда он становится нестерпимо, невыносимо, непостижимо и невообразимо... нудным.
Несмотря на волнение, которое не на шутку бередило душу впечатлительного юного изобретателя, где-то на середине увещеваний мастера "о ремесле и способностях" (Годное название для скучнейшего трактата!) он демонстративно зевнул, приложив ко рту ладонь.
- "Обладатель вековых секретов", как же! Тогда кому, как не мне доверять все подряд тайны? Раз уж такие важные сдержать сумел? - Юноша насмешливо прищурился, складывая руки на тщедушной груди. Он до последнего был верен своему природному упрямству, так часто выручавшему прежде, но теперь он миновал ту точку невозврата, после которой стало ясно: всё, баста, дальше продвижения не будет. Изобретатель и так рассказал ему все, что мог. И даже, кажется, открыл больше, чем мог себе позволить условиями данной клятвы...
Заветный листок пергамента, на котором высветился огненный герб, так и жег карман камзола. Мысли растерянно метались в сознании, слепо натыкаясь друг на друга, как голуби, пытающиеся взлететь при штормовом порывистом ветре. Можно ли вытащить еще какую-то информацию из этого пергамента? Вряд ли. Герб был начертан рукой мастера спонтанно, и никаких больше загадок тот клочок, кажется, не хранил. Но если всё же?
- О контракте помню, - нехотя протянул Витто, нарушая свое сосредоточенное молчание, когда пытливый взгляд маэстро призвал его к ответу: тот слишком хорошо знал, что притихший подмастерье - это задумчивый подмастерье, который занят тщательной проработкой какого-нибудь плана или замысла. И не факт, что он придется по душе окружающим, а уж самому близкому - и фигурально, и буквально, стоящему ближе всех, - и подавно стоит поостеречься последствий и итогов вот таких вот пауз.
- Завещание, говоришь, маэстро? - Глаза подмастерья чуть сузились, неотрывно следя за переменой в выражении лица художника. - Ну уж нет! Контракт контрактом, а нормального завещания разве не будет? Кому ты, например, свои серебряные пряжки оставляешь? А фибулы? А книги? Инструменты? Серебряные монеты - это, конечно, не лишнее, - деловито рассудил Витто, на волне вдохновения поправляя свой светлый шейный платок. - Но я же не смогу вот так всё бросить здесь и уйти. Так что, будь добр, всю мастерскую мне отпиши. И не в книжонке записной, а все по чести - чтобы с законником, и прочее...
Как обычно, отвлекаться от гнетущих размышлений краснобаю помогала болтовня. Мастер сбора чепухи, эксперт выдающегося многословного абсурда - теперь он по привычке занимал свое сознание другим, пичкая воображение идеями и образами не такими унылыми, как окружившая со всех сторон действительность.
Но в один миг всё пошло насмарку. Все старания отправились в корзину с неудавшимися набросками, к досаде подмастерья. А всё из-за чего? Из-за какой-то глупой водяной мельницы!
Из-за пленэра, пейзажа, чертежа и возвращения... и этого вот "если", нависающего своей угрюмой тяжестью и, что таиться, потаённым страхом.
Кажется, Витто слишком долго смотрел на своего непутевого всклокоченного наставника - на его лице как раз поселилось растерянно-добродушное выражение, такое привычное и знакомое. Будто и не было метаний по мастерской, спрятанного взгляда и брошенных через плечо отрывистых скороговорок; будто все по-прежнему беззаботно, нескучно, интересно и, что главное, почти безопасно. Никаких странствий и безвозвратных уходов, никаких завещаний и прощаний.
Да, скоро так и будет: водяная мельница, пейзаж, пленэр...
Вот только это "если"!

Но помощник и в самом деле смотрел на мастера слишком долго. В смятении он вдруг почувствовал, как жжет в глазах, будто в них сыпанули добрую горсть песка, и к собственному удивлению вперемежку со смущением отчетливо шмыгнул носом. Тут же залился жгучей краской и, отскочив от подоконника, поспешно отвернулся, прикладывая тыльную сторону ладони к раскрасневшейся щеке, растирая левый глаз.
Какой уж там пленэр! Никак не верилось, что он сейчас всё бросит и уйдёт. И верить не хотелось!
Поэтому, двигаясь слегка неуклюже и бестолково, в контраст обычной своей ловкой вертлявости, Витто принялся сновать по мастерской, запрокинув голову с двумя целями: обнаружить летучую мышь, сидящую достаточно низко, чтобы снять ее голыми руками, и сделать так, чтобы предательская сентиментальная влага на глазах скорее высохла.
Вскоре оба его чаяния осуществились, и к маэстро он возвращался уже не с пустыми руками: в одной крепко, но бережно и со знанием дела сжимал летучую мышь, пропустив ее верещащую голову между пальцами, а второй разворачивал свой чертеж, от которого совсем недавно так небрежно отмахнулись.
- Вот, пять пальцев с суставами, совсем как рука! Видишь... смотри, - шлепнув смятый пергамент на стол, подмастерье вплотную занялся отчаянно сопротивляющейся мышью, стараясь одной рукой удержать ее мохнатое тельце, а второй раскрыть одно из крыльев - да так, чтобы до конца расправить перепонку и при этом не навредить хрупкому мятущемуся существу. - Похоже ведь на руку? Значит, нам надо добавить еще по одной секции суставов сюда и сюда, - мальчишеский палец со следами мышиного укуса бойко тыкал кожистую перепонку. - Вот здесь оставим крепление ремнями, как и было, но вот тут нужен стержень! Подвижный стержень, понимаешь? И вот сюда - рычаг. Тафта тогда будет раскрываться от меньшего усилия, останется только со-о-о-всем чуть-чуть надавить на рычажок, чтобы двигалась только вот эта часть крыла... вот так... оооп... - увлекшись наглядным представлением своих задумок, Витто как-то неловко перехватил свою подопытную, и та вырвалась из его рук стремительно, как пущенный из пращи снаряд. Мазнула ему по лицу кожистым крылом, а он, зажмурившись, вслепую вскинул руки следом за ускользнувшей ассистенткой. Но та оказалась проворнее мальчишки. Открыв глаза, он пошарил взглядом по потолку, а потом сфокусировался на маэстро и, сам от себя не ожидая, расплылся в улыбке - беззаботной и озорной, совсем как прежде.
- Ты видел, мастер? Она как-то справляется без рычага. По крайней мере, его я пока не нащупал... но, может, если вскрыть крыло..?

Отредактировано Vittorio Vestri (2017-09-19 06:23:28)

+2

12

Любопытные пальцы изобретателя любили перебирать разного рода механизмы. Всё там было понятно. И хищный лязг пираний-шестеренок, вгрызающихся в друг друга мелкими зубками. И мягкая податливость шарниров. И напряжение пружин. Сожмешь такую между большим и указательным, отпустишь, и спираль выстрелит, словно змея, расправляя кольца. Но вот какие такие пружины и шестеренки действуют внутри людей, де Ланца не понимал. Движения человеческой души неизменно ставили его в тупик. Поэтому когда глаза Витто наполнились влагой, Николло растерянно замер, не зная, как всё починить.

- Хмм… Эмм… - почесал потемневшую от щетины щеку. Людям свойственно заполнять неловкие паузы неуместными жестами. Даже летучие мыши, качающиеся на рахитичных балках, как-то притихли… Но ровно до тех пор, пока мальчишка в ловком прыжке не хватанул одну из них. Писк, цокот язычков. Застигнутое врасплох сонное создание заверещало так же, как сам Вестри, когда инженер расталкивал его поутру. И это сходство – взъерошенного, маленького, вечно недовольного существа с его учеником, заставило лицо маэстро потеплеть.

- А в этом есть смысл. – глаза заинтересованно сощурились. Николло склонился ближе, следя за тактильными исследованиями зверька. С замашками настоящего анатома Витто вертел пушистый прототип то так, то сяк. Акцентировал внимание на суставах-пальцах, перепонках, гибком позвоночнике. И сам того не замечая изобретатель воодушевлялся. Тоже стал прощупывать живой вертлявый мех:

- Да, а от меньшего усилия, потому что… Помнишь, я показывал тебе, как устроена грудная клетка голубя? Про костный вырост - киль. К нему крепятся все мышцы, что отвечают за махи. Похоже, у летучих мышей киль меньше. А значит, мышцы распределены где-то ещё… Возможно, сила заключена не в грудине, а в самих крыльях! – де Ланца схватил уголь и жирно отметил на чертеже те самые опоры. Вот, вот и вот.

- Обязательно вскроем. И секции мы сделаем из какой-нибудь лёгкой древесины. Сосны или липы. А для перепонок возьмем тончайшую телячью кожу… Витто! Я ведь сам записывал, что крылья птиц сквозные. Они пропускают между перьями воздух. А у летучих мышей - плотная материя. Это выход! – понеслись, закружились мысли. Рядом с исходным рисунком стали громоздиться подсчеты. А невесомая идея механизма начала обретать всё больший объем и плотность.

- Ты однажды спрашивал, когда сможешь стать подмастерьем? И чем он отличается от ученика? – мужчина залихватски заправил грифель за ухо, - наблюдательный зритель мог заметить, что эта часть тела мастера почему-то вечно испачкана черным, и потянулся к рогатому циркулю. Одной ногой, как танцовщик, инструмент уперся в чертеж, а второй мазнул по кругу. Словно мыском выделывал какое-то сложное па.

- Вот тебе и ответ. Ученик всегда решает задачи по готовым формулам. Подставил вместо икс – значение, и записал, что получилось в результате. А подмастерье понимает, что задачу можно решить разными способами… И обязательно придумает свой. –  придирчиво осмотрев лист, де Ланца, наконец, вручил его Вестри. На долю секунды могло показаться, что сейчас Николло скажет, мол, «молодец, парень», «вот это я понимаю, горжусь» или «Витто, ты подарил мечте всей моей жизни – второе дыхание». Но черные глаза сверкнули хитро, даже плутовато.

- А чем подмастерье отличается от мастера, знаешь? – многозначительное молчание, в которое мальчишка мог бы вставить свой ответ, но тут же поспешное постукивание по одной из выведенных пропорций. Там что-то про соотношение массы, размах крыла...

- Подмастерье, как правило... легче весом. Поэтому скоро ты будешь первым человеком, который полетит! – восторженный всплеск тех самых любопытных изобретательских пальцев.

- Хотя для эксперимента будет лучше, если ты к моему возвращению даже схуднешь.

Отредактировано Nicollo de Lanza (2017-11-07 16:03:55)

0

13

http://www.gifmania.co.uk/Technology-Animated-Gifs/Animated-Clocks/Hourglasses/Sand-Watch-Detail-89483.gif

Секунды и минуты пролетают -
Их только успеваешь сосчитать.
Но если ждёшь, то время истерзает
В стремлении на прочность испытать.

Склонившись над собственным чертежом, слушая одобрительные комментарии и дополнения мастера, Витто нет-нет да и вскидывал пару раз пытливый взгляд. Всматривался в лицо маэстро пристально и изучающе, настороженно и чутко, силясь уловить даже мимолетный признак фальши в его голосе. Но на неискренности наставник так и не попался: слишком хорошо подмастерье успел узнать его за все годы, проведенные на орбите этого беспокойного гения, вечно вращающегося вокруг оси своих идей, невероятных замыслов и фантазий. Нет, теперь он душой не кривил и по-настоящему увлекся предложенным чертежом. Даже с энтузиазмом принялся ощупывать меховое тельце живого прототипа будущего летательного аппарата!
Постепенно лицо притихшего юноши прояснилось, с переносицы исчезла озадаченная морщинка, из взгляда ушла настороженность, а на губы легким изгибом вкралась привычная блуждающая улыбка.
- Мне всегда летучие мыши нравились больше голубей, - заявил Витто, вворачивая это немаловажное замечание где-то между репликами инженера. - Днем на глаза не попадаются, у статуй на головах не сидят, да и на плечо не нагадят. Только если очень не повезет, наверное... Или наоборот! Говорят же, что это к счастью! - Мальчишка рассмеялся своим беззаботным заливистым смехом, будто и не было недавнего тягостного разговора о предстоящем уходе мастера. Но разве был он таким уж ветреником, который за пару минут забыл о своих печалях? Нет уж, это не про него. Ухитрился задвинуть переживания на периферию сознания, только и всего; отложил терзания и негодование в долгий ящик, из которого они однажды обязательно покажутся. И не просто так: будут точить и грызть - как сам подмастерье грызет свои не слишком-то чистые ногти в минуты смятения. А то и сна лишат! И аппетита! Хотя... последнее - вряд ли. Юношескому организму, который не только активно развивается и растет, но еще и переживает изо всех сил, пища точно будет нужна. Даже нужнее обычного.
В подтверждение этому Витто, продолжая внимательно следить за движением уголька по пергаменту и кивать в такт словам маэстро, машинально запустил руку в карман, выудил оттуда кусок какого-то печенья и сосредоточенно его разгрыз. А потом как ни в чем не бывало смахнул ладонью упавшие на чертеж крошки. Как раз в тот момент, когда мастер заявил, что лучше бы ему, Витто, похудеть к его возвращению.
Поспешно дожевав печенье, тот выпрямился, вскинул голову, округлил невинные глаза и от возмущения аж задохнулся.
- Лучше?! Да я и так... В чем только душа держится, - в чувством проговорил подмастерье, старательно втягивая живот, чтобы камзол, обычно сидящий довольно плотно, обвис на нем бесформенным мешком. А потом все-таки не удержался и поддался смутному чувству тревоги и волнения, неприятно сжавшего желудок:
- А что, правда полетим? И скоро? - Голос слегка дрогнул, выдавая смятение юноши, но его легко можно было списать и на предвкушение такого великого момента. Первый полет человека к небесам! Первый после того парня, который на самодельных крыльях поднялся к самому солнцу! Хотя он, как говорят, кончил плоховато... Но кто же скрепляет механизмы воском?! Конечно, солнце растопило его своим жаром, чего еще было ожидать? Но теперь не те стародавние времена, и в мастерской имеются средства куда более надежные, чем все доисторические перья и воск вместе взятые. Да и каркас там наверняка был ни к черту - разболтанным или хлипким...
Совладав с собой, Витто приосанился, важно выпятил грудь и зачем-то взглянул на свои ногти, а потом отполировал их о собственный рукав.
- Ладно, буду работать над этим, - важно и почти снисходительно заявил он, стараясь не думать о том, на какую высоту поднимут его эти крылья, если эксперимент в самом деле когда-то состоится. - Уж собрать механизм по чертежу даже ученик сможет, не то что подмастерье. Так ведь, маэстро? - Юноша хитро прищурился, глядя на изобретателя, и заодно запоминал черты его худощавого, всегда слегка растерянного, заросшего темной щетиной лица. Без него дела в мастерской будут идти своим чередом, в этом юный помощник не сомневался. Не в первый раз приходилось оставаться здесь за старшего - и, сказать по чести, единственного, - и раньше он ухитрялся справляться. Справится и на этот раз. А еще внутренний карман грела обожженная записка, явившая тот огненный фокус с гербом монашеского ордена. Витто уже заранее представлял, как теперь сам будет проводить за книгами долгие часы, отыскивая между бессчетными страницами и строчками тот же тернистый путь, в начале которого сейчас стоял маэстро. И был готов вот-вот ступить на него.
- Договорюсь с кожевенниками, они мне по доброй памяти шкуры лучших телят отделают. Помнишь, как мы им тогда подсказали, что кожу можно не только в гнилой моче вымачивать перед покраской? - Мальчишка захихикал, вспоминая, какую революцию это произвело среди ремесленников кожевенного двора. Жаль, их облегчение было недолгим - птичий помет в масштабах целой мастерской, как потом оказалось, смердит ничуть не меньше мочи. Но есть еще и сало, которое предотвращает затвердевание кожи.. надо бы выдумать как-то новый рецепт его применения - и лучшая кожа для крыльев, считай, в кармане. Точнее, растянута на прочном каркасе. - С сосной тоже разберусь... Придумаю свой способ, если старикашка Роберто не сможет помочь достать качественные деревяшки. У отца тоже кое-какие связи с дровосеками есть, - лукавая улыбка, тянущая губы Витто, вдруг слегка ослабла; лицо юноши вмиг стало серьезным, взгляд, устремленный к инженеру, - требовательным, а тон - не терпящим возражений.
- А вот тебе постараться придется, чтобы обойтись там без меня. Но ты же справишься? Вот это еще прихвати.
Он отступил обратно к верстаку, пошарил там, среди хаоса разбросанных пергаментов, сломанных перьев и странного вида вещиц, и из какого-то треснутого чугунного котелка извлек маленькие сверкающие песочные часы. Когда-то он сам хитро переплел их каркас прочной проволокой так, чтобы даже при падении хрупкое стекло не разбилось и песок не высыпался. Антиударные часы! Одна из первых его идей, которую он воплотил в мастерской, будучи лет одиннадцати от роду.
Витто подцепил часы, перевернул на своей ладони, пристально посмотрел на то, как ссыпаются песчинки из грядущего в минувшее, а потом подошел к сумке мастера и запихнул в нее вещицу, устроив между колбами и путеводным магнитом. Облокотился на верстак и медленно вернул взгляд к лицу инженера.
- Найдешь ты там что-то или нет - мне без разницы. Но лучше бы найти, да? И еще... - Витто поджал губы и прищурился, будто раздумывая, стоит ли, но потом все-таки серьезно припечатал:
- Ты уж возвращайся домой, маэстро.

Отредактировано Vittorio Vestri (2017-11-13 09:35:35)

+2


Вы здесь » HELM. THE CRIMSON DAWN » ХРАНИЛИЩЕ СВИТКОВ (1420-1445 гг); » Завещание мастера [x]


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно