Моё знакомство с Парижем началось ранним утром, чуть позже шести часов. Я остановился в отдаленном квартале, и около пяти утра пришлось выйти, чтобы добраться на одном из первых утренних автобусов до метро и на метро до центра города. Окраины Парижа действительно огромны. Но наблюдать за пробуждением Парижа до того, как на улицах появятся толпы туристов - удовольствие, которое стоит ранних подъёмов.
Конечно, всё началось с Эйфелевой башни. Такой вид, как на первом снимке, открылся мне после того, как я поднялся из метро и чуть прошёл вперёд. Раннее утро на Марсовом поле выдалось ясным и тихим. В апрельском Париже уже вовсю цветут цветы и деревья, ароматы сирени, черемухи, вишни витают в воздухе так же, как черные птицы, грачи или галки, которые торопливо подъедали всё то, что осталось на Марсовом поле от тысяч туристов и парижан, которые накануне наблюдали за иллюминацией башни и оставили за собой кучи мусора. Его поспешно убирали и к девяти утра привели город в "умытый" вид, готовый к встрече нового дня, хотя ранним утром обилие мусора на улицах меня поразило. Конечно, Париж - город контрастов. Здесь и изысканная кухня, и грандиозная архитектура, и цветы, и уникальная атмосфера романтики и свободы, причем всё это переплетается с толпами людей на улицах, многоголосыми толпами, говорящими на самых разных языках, множеством чернокожих "парижан", которые прибывают из бывших французских колоний в изобилии и селятся в Париже (к слову, я остановился в квартале, где преимущественно жили только они). Но Париж веками был таким. Как и Рим, и Лондон, и любой другой город-метрополь мирового значения. К слову о языке: французы оправдывают слухи, которые ходят о них в мире. Они очень гордятся своим языком и неохотно говорят по-английски. На вокзалах, в метро, на улицах надписи и указатели не дублируются на английском языке, поэтому волей-неволей гостям Парижа приходится осваивать основы французского. В этом есть определенный шарм, как бы то ни было. В Лувре нет аудиогида на русском языке, но, к счастью, есть на английском, которым я и воспользовался. Впрочем, аудиогид на русском вполне успешно вещает в Версале.
Несмотря на это, ориентироваться в Париже довольно просто. Хватило одной обзорной поездки на автобусе, чтобы сообразить, как отыскать ключевые места и после перемещаться между ними уже пешком. Каждый из дней в Париже я заканчивал едва чувствуя свои ноги, потому что прогулки начинались ранним утром и заканчивались уже около полуночи, продолжаясь по 18 часов. Подсветка на Эйфелевой башне включается в 21 часов вечера, как только спускаются сумерки, и в течение 10 минут в начале часа башня сверкает серебряными "снежинками". Чтобы посмотреть на это, горожане и гости Парижа собираются на Марсовом поле и на площади Place du Trocadéro, где звучит уличная музыка, бродят навязчивые торговцы сувенирами, цветами и вином и царит легкомысленная атмосфера вечернего молодежного города.
Мне посчастливилось увидеть Собор Парижской Богоматери, а в один из дней я приехал к нему ранним утром, чтобы беспрепятственно войти под его своды. Собор открывается для посещения в 8 часов утра, но если прийти к нему уже в 9, то придётся выстоять неимоверную очередь из желающих навестить Парижскую Богоматерь в ее приюте. Собор настолько величественен, грандиозен и легендарен, что - здесь я не стану кривить душой - у меня на глазах по-настоящему выступили слёзы, когда я впервые увидел его издалека. Архитектура Нотр-Дам невероятна, можно часами рассматривать Галерею Королей, каменных стражей-гаргулий и ажурные каменные узоры, а если устанешь бродить вокруг, запрокинув голову, то всегда можно присесть на скамейку в тени буйно цветущих вишневых деревьев и сделать один из таких кадров, которые я покажу тебе. Внутри собора царит атмосфера мрачной торжественности, и в этом он не отличается от других средневековых готических соборов. Строгая красота, высокие своды, витражные окна, мерцание свечей и гулкая тишина, в которой примолкают даже голоса сотни посетителей. В соборной лавке я купил фотокнигу с удачными снимками внутреннего и внешнего убранства Собора, и ее прелестно упаковали в бумагу, скрепленную сургучом с надписью "Cathédrale Notre-Dame de Paris". Конечно, трогая древние стены Собора ладонью, я вспомнил свое обещание и передал твой привет этому величественному исполину.
Кроме Нотр-Дама я побывал и в Лувре, в этом восхитительном храме искусства и истории. Уж о Лувре ты наверняка слышал, не так ли? И знаешь, что именно там можно увидеться с Джокондой кисти да Винчи? Многие тысячи туристов приходят в музей с единственной целью увидеть ее, что сразу заметно по количеству толпящихся перед картиной посетителей, но твой покорный слуга, конечно, не принадлежал к числу тех, кто явился в Лувр с этой единственной целью. Я провел там целый день с полудня и до самого закрытия, под конец уже вынужденный перемещаться между залами едва ли не бегом, чтобы успеть захватить еще какие-то коллекции. Здание Лувра состоит из трех крыльев-павильонов: Ришелье, Денон и Сюлли, и каждый из них необходимо обойти сверху донизу, прежде чем переходить в другой, иначе есть риск запутаться, заблудиться и пропустить что-то особенное. А особенное в этом музее всё. Он содержит неисчислимое множество экспонатов: от искусства и предметов быта Древней Месопотамии через Этрурию, Древний Египет, Грецию, Рим, французский и итальянский Ренессанс до предметов культа с острова Пасхи, из Канады и с других островов Океании, не говоря уже о самих дворцовых интерьерах, апартаментах Наполеона, роскошных обеденных залах и прочем, прочем, прочем.
Навестил я и Версаль, где по счастливому стечению обстоятельств работает девушка, что училась со мной вместе на потоке. Она провела меня на территорию Версальского парка и во дворец без очередей и без билета, рассказала многое об истории этого места, о французской монархии и, конечно, о незабвенном Людовике XIV, Короле-Солнце, которому эта резиденция и обязана своим появлением. Пару раз, впрочем, она хотела передать слово мне, когда убедилась, что я и сам кое-что могу рассказать о дворце и о его истории. После мы до изнеможения гуляли по Версальскому парку, любовались фонтанами и угощались французскими багетами, праздно лёжа на траве на берегу главного канала. Погода располагала к праздности: жара под 30 градусов как-то застала меня и в Саде Тюильри, что раскинулся между Площадью Согласия и Лувром, и я с удовольствием провел часок лежа в тени и наблюдая за разношёрстной толпой. Точно так же отдыхают и на Марсовом поле, и на газоне перед великолепным Домом Инвалидов. Кроме прочего, я полюбовался и Триумфальной аркой, и аркой Наполеона, и видом на город с высоты колеса обозрения. И, конечно, Оперой Гарнье, в которой, по преданию, обитает тот самый Призрак Оперы.